М1А М1М М-103 М-104 М-105 М-106 ММВЗ-3.111 ММВЗ-3.115 ММВЗ-3.112.11 ММВЗ-3.1131 ММВЗ-3.1135 "Лидер" |
6 ноября 1945 года в
городе Минске, на месте бывшей фурнитурной фабрики, появились первые строители
и рабочие, которые занялись реконструкцией двух небольших полуразрушенных
корпусов и нескольких ветхих уцелевших пристроек. Так выглядел в то время
будущий флагман Белорусской экономики и один из крупнейших Советских
производителей мотовелотехники. Но
тогда люди просто готовили цеха к приёмке оборудования и работали не жалея
себя. В двадцатых числах ноября уходящего 1945 года на станцию
"Восточная", для будущего завода, прибыл первый эшелон с
оборудованием, вывезенным из Германии по договору и решению союзнических
властей по мерам в отношении предприятий способствующих Вермахту. Завод ДКВ в
г. Цшопау, находившийся в Советской зоне оккупации, подлежал демонтажу как
предприятие, поставлявшее вооружение, поэтому оборудование, оснастка,
техническая документация были вывезены в Москву, Ижевск и Серпухов в качестве
компенсации за ущерб, причиненный противником народному хозяйству. Май
1946 года ознаменовался началом работы завода. Был сдан, и запущен в
эксплуатацию первый цех завода - ремонтно-механический, затем был пущен
электротехнический цех, и, к осени, появились первые детали собственного
изготовления для первого белорусского велосипеда. А
в июне 1947 года были представлены первых десять велосипедов, испытания которых
проводились на Могилевском шоссе, после чего были устранены некоторые
недоработки и неточности, а сентябре того же года велосипед В-16 был направлен
в серийное производство. К окончанию 1947 года было собрано 6580 велосипедов,
что предопределило профильную направленность завода на многие годы вперёд. 50-е
годы ознаменовали новый этап развития предприятия. Было освоено производство
подростковых велосипедов "Орленок" и "Ласточка". В
1951 году, в связи с перепрофилированием Московского мотозавода и растущей
потребностью страны в простой и надёжной мототехнике, на Минский велозавод было
передано производство мотоциклов "Москва" М1А (копии DKW RT125).
Несмотря ни на что, наследники этой машины, легкие 125-кубовые мотоциклы и до сих пор составляют основную производственную
программу предприятия (только если раньше машины с маркой "Минск"
пользовались огромным спросом и поставлялись на внутренний рынок то с распадом
СССР картина изменилась. Но малая цена и высокая надёжность определили их
популярность в странах третьего мира, куда сейчас в основном и уходит
практически вся продукция). Одновременно с Минским заводом в те годы эту модель
выпускали в г.Коврове Владимирской области под маркой "К-125" до 1958
включительно, а также такие известные фирмы, как «Харлей-давидсон» в США (с
1948 г.), «БСА» в Англии (с 1948 г.), «Ямаха» в Японии (с 1954 г.). Английский
«БСА -Д1» представлял собой зеркальную копию немецкого мотоцикла: цепь задней
передачи находилась не справа, а слева, механизм переключения передач перекочевал
на правую сторону и т.п. как принято в Англии. Выпускался этот мотоцикл и на
родине, в г.Цшопау (тогда уже в ГДР) в корпусах бывшего завода ДКВ, который
стал называться "Народное предприятие ИФА" (с 1956 г. оно называлось
"МЦ"). С 1948 г. стало оно начало изготавливать мотоциклы
«ИФА-РТ-125», а бывший филиал в Ингольштадте (ФРГ) тоже возобновил производство
этой модели под первоначальным наименованием. Таким образом, к 1950 г., восемь
заводов в семи странах мира выпускали одну и ту же конструкцию. Вначале это был
одноместный мотоцикл М1А с неподрессоренным задним колесом и пружинной
телескопической передней вилкой. Цилиндр двигателя с небольшим, по сегодняшним
понятиям, оребрением отливался из чугуна и имел необработанные (литые)
продувочные каналы. На двигателе устанавливался простейший карбюратор К-30 с
диаметром диффузора всего 16 мм. Столь же простой сетчатый воздухофильтр был
снабжен заслонкой, при закрытии которой уменьшалось поступление воздуха и
обогащалась горючая смесь. Электрооборудование мотоцикла включало в себя
генератор постоянного тока и аккумулятор. Мотоцикл был снабжен трехступенчатой коробкой
передач и открытой цепью главной передачи. Двигатель развивал мощность 4,25
л.с. при 4500 об/мин. коленчатого вала, что позволяло достигать максимальной
скорости 70 км/ч. В 1956 г. завод перешел на выпуск модернизированного
мотоцикла М1М. На нем уже была применена маятниковая подвеска заднего колеса с
пружинными амортизаторами. Подвеска была снабжена демпферами, в которых гашение
колебаний осуществлялось за счет сухого трения между фрикционными шайбами.
Вместо телескопической использовалась короткорычажная передняя вилка толкающего
типа с пружинными амортизаторами. На М1М впервые было применено
электрооборудование, работавшее на переменном токе. Изменился и двигатель.
Вместо литых использованы сверленые продувочные каналы цилиндра с алюминиевыми
заглушками. Был установлен новый карбюратор К-55 с диаметром диффузора 20 мм, а
так же новая головка цилиндра с несколько повышенной степенью сжатия. Это
позволяло повысить мощность двигателя до 5 л. с., а максимальную скорость до 75
км/ч. Мотоцикл М1М отличался оригинальной формой глубоких сварных крыльев и
очень мягкой подвеской, которая, однако, несколько ухудшала устойчивость на
плохих дорогах. В 1961 г. на смену М1М пришел мотоцикл М-103, на котором снова
была установлена телескопическая передняя вилка, но уже с гидравлическими
амортизаторами. Последние устанавливались также и в подвеске заднего колеса.
Изменился и капотаж мотоцикла – крылья снова стали профилированными и не такими
глубокими, как прежде. Двигатель и трансмиссия остались неизменными, только
вместо сетчатого воздухофильтра был установлен контактно-масляный, значительно
улучшивший очистку воздуха. Мотоцикл М-104, производство которого было начато в
1964 г., в отличие от М-103 получил двойное седло и боковые облицовки.
Трансмиссия и ходовая часть практически не изменились, а мощность двигателя
возросла до 5,5 л. с. за счет увеличения степени сжатия и установки
модернизированного карбюратора К-55Д. В конце 1967 года завод приступил выпуску
мотоцикла М-105. На нем был установлен новый двигатель, ставший базовым для
последующих моделей минских мотоциклов. Применение чугунной гильзы, залитой в
алюминиевую рубашку цилиндра, установка нового карбюратора К-36М и нового
глушителя позволили поднять мощность до 7 л. с. при 5500 об/мин. коленчатого
вала, а максимальную скорость повысить до 80 км/ч. Была установлена новая
четырехступенчатая коробка передач, а цепь главной передачи стала закрываться
штампованными кожухами и резиновыми чехлами. На М-105 впервые был установлен
стоп-сигнал, а также лампа подсветки спидометра. Рама была несколько усилена,
однако остальные узлы ходовой части и капотажа практически не изменились. В
1971 г. начато производство модернизированного мотоцикла М-106, мощность
двигателя которого была поднята до 9 л. с. за счет лучшего наполнения цилиндра,
применения нового глушителя и карбюратора К-36С с диаметром диффузора 24мм.
Повышение мощности и увеличение максимальной скорости до 85 км/ч потребовало
дальнейшего усиления рамы и замены подшипников колес с № 201 на № 202.
Изменился и бензобак – он приобрел более современную форму и стал вмещать 12 л
топлива. На мотоцикле М-106 впервые был установлен багажник, который отныне
стал обязательной принадлежностью минских мотоциклов. Мотоцикл ММВЗ-3.111, к
выпуску которого завод приступил в 1973 году, отличался от своего
предшественника целым рядом конструктивных параметров. Была повышена мощность
двигателя до 9,5 л.с., что увеличило максимальную скорость до 90 км/ч.
Установлены новые шины (3.00 – 18”), алюминиевые ступицы, бумажный
воздухофильтр и центральный переключатель света. На мотоцикле 3.111 впервые
были установлены указатели поворотов. Более современным стал внешний вид
мотоцикла, чему способствовала ликвидация облицовок, а также оригинальные формы
нового бензобака, инструментальных ящиков и крышек картера двигателя. Новая
принятая маркировка мотоцикла стала обозначать: ММВЗ – завод изготовитель; 3 –
класс мотоцикла (до 125 см3); 1 – тип мотоцикла (дорожный); 11 – заводской
номер модели. Начиная
с 1976 г. завод выпускает мотоцикл ММВЗ-3.115. Он отличается от своего
предшественника новым глушителем, измененной фарой, измененной установкой
центрального переключателя и спидометра. Мощность двигателя возросла до 11
л.с., а максимальная скорость увеличилась до 95 км/ч. С 1977 г. на нем
устанавливается электронное зажигание и карбюратор К-62С. С 1980 г. начался
выпуск ММВЗ-3.112, на одной из модификаций этого мотоцикла, а именно на машине
«3.112.1» 1984 г., была достигнута мощность 12 л.с. при 6950 об/мин, а
наибольший крутящий момент 1,2 кгс*м наступал при 6800 об/мин. В 1987 г.
появилась новая разновидность — «ММВЗ-3.112.11» с дефорсированным двигателем,
чтобы машина эта могла эксплуатироваться не только на шоссейных дорогах.
Степень сжатия на ММВЗ-3.112.11 понижена по сравнению с ММВЗ-3.112.1 с 9,5—10,5
до 8,5—9,5 единиц. Основными внешними отличиями стали новая форма бензобака,
цилиндра, спидометра, центрального переключателя света, появился руль с
поперечной перекладиной, новая форма картеров двигателя, поднятое крыло, новый
тип сиденья, измененная передняя и задняя фара, все электрооборудование стало
12-ти вольтовым, частично изменяется багажник, устанавливаются новые покрышки.
Устанавливается индийский карбюратор Mikarb. Значительно улучшает
комфортабельность мотоцикла. С 1995 года завод анонсирует новую линейку
генераторов на 95 ватт и решает полностью отказаться от 65 ватных, но, со
временем, почему то опять возвращается к предыдущей модели генератора 43.3701.
С 1993 году завод начинает работы по выпуску новой дорожной модели ММВЗ-3113.1
и спортивного мотоцикла для триала ММВЗ-3.232, в 1995 начинается полносерийное
производство ММВЗ-3113.1. В новой модели существенные изменения внесены в
конструкцию двигателя, благодаря чему улучшились динамические качества
мотоцикла, увеличились экономичность и долговечность, снизился общий шум в
работе. Рама дуплексного типа позволила увеличить жесткость экипажной части, устойчивость
на дороге. Улучшена плавность хода мотоцикла за счет применения новой
конструкции передней вилки со скользящей трубой из алюминиевого сплава и
однотрубных, газонаполненных амортизаторов. В передней и задней подвеске
увеличены хода, усовершенствована клапанная система. Улучшена конструкция
подшипникового узла рулевой колонки. А с 2003 года завод начинает выпускать
новую модификацию ММВЗ-3.113.5 "ЛИДЕР" который имеет небольшие
косметические отличия от двух своих предшественников, но, в тоже время, у него
более современный вид. В том же 2003 году на базе 3.113.5 "Лидер"
начинают выпускать модель с покупным четырёхтактным двигателем с
электростартером и 5 ступенчатой коробкой передач, которая получает серийный
номер ММВЗ-3.114, но в основной своей массе идёт за пределы нашей необъятной
родины. В сегодняшней производственной программе завода присутствует также
грузовой мотоцикл (мототележка) С-3.901. В настоящее время на заводе
производятся кардинальные перемены, начат выпуск моделей М4 200 и С4 200 с покупными
четырехтактными двигателями рабочим объемом 200 кубических сантиметров. Активно
развивается сотрудничество с иностранными партнерами в области дизайна и
разработки новых, современных, недорогих и качественных мотоциклов. Материал взят с сайта ООО "Пламен" |
Мотоцикл "Минск". Эксплуатация, ремонт. |
© sov-motor |